Секция №4 "Риски трансформации — для CIO и для бизнеса"

346 просмотров



Нина Сухова (Газпром нефть, Директор программ по цифровой трансформации и непрерывности деятельности) открыла свою секцию кратким освещением повестки дня: помимо обсуждений и мини-презентаций, в программе были предусмотрены вопросы из зала и онлайн-голосования. Также Нина представила своего со-ведущего Дмитрия Гончарова (Газпром нефть, Руководитель направления непрерывности деятельности и рискам ИТАТ).

Первое голосование ставило целью понять состав аудитории — в зале оказалось множество людей, считающих себя «комбинированными» руководителями, на стыки традиционных ИТ и цифровизации, хотя классических ИТ-руководителей тоже оказалось немало. Также выяснилось, что большинство собравшихся активно работает с инновациями, и практически все работают с ними хотя бы иногда :)

Следующий вопрос был ещё интереснее — Нина предложила выбрать животное, с которым у зала ассоциируется цифровая трансформация. Здесь большая часть голосов оказалась отдана за вариант «слон», причём вариантов было пять — подробнее про каждый можно послушать объяснения на видео.

Далее участники голосовали за роль CIO в цифровой трансформации — и здесь голоса распределились почти поровну за роли «капитан», «раб на галерах», «погонщик каравана» и «серый кардинал». То есть единого мнения среди CIO нет, и каждый для себя по-своему понимает подход к трансформации.

Заключительным в опросе стало голосование по вопросу «Нужно ли айтишнику вообще превращаться в цифрового трансформатора?» — большинство проголосовало положительно, хотя несколько человек сочли, что всё-таки необходимости в такой метаморфозе нет.

По окончанию голосования Нина дала возможность представиться приглашённым экспертам:

Армен Кочаров (Новые Облачные Технологии, Заместитель генерального директора),
Дмитрий Иншаков (KPMG, IT Director Russia & CIS),
Максим Кокурин (ИНТЕР РАО, Руководитель департамента развития ИТ),
Дмитрий Булкин (NAUMEN, Руководитель направления продаж),
Евгений Борисов (ФРИИ, Директор по развитию).

Модератор представила собственную презентацию о цифровой трансформации (скачать её можно здесь), в которой осветила выработанное в её компании понимание термина: кардинальное изменение бизнес-процессов и бизнес-моделей компании, осуществляемое за счёт системного использования цифровых технологий и управления на основе данных.

Затем речь зашла об известном случае с General Electric, компанией, вложившей массу денег и усилий в цифровую трансформацию лишь для того, чтобы спустя короткое время признать, что это решение было ошибочным и выставить на продажу связанные с этим процессом активы.

Также были освещены и результаты исследований, указывающих на тот факт, что многие компании не удовлетворены результатами цифровой трансформации и не видят преимуществ, которые она несёт в реальном мире.

В докладе также содержался общий мировой контекст в отношении рисков бизнеса; их количество, связанное с ИТ, постоянно растёт, и в связи с этим фокус внимания крупных компаний постепенно смещается в сторону информационных технологий.

Подробнее с выступлением Нины Суховой можно ознакомиться на видео.

Дмитрий Булкин представил очень интересную презентацию — она была посвящена цифровой трансформации и… вину!

Винная индустрия — одна из самых консервативных отраслей, поскольку рабочая биография винодела обычно ограничивается всего тридцатью урожаями, и всего один неудачный может бросить тень на весь бизнес. Дмитрий подробно разобрал риски современных цифровых трансформаторов и стартапов, иллюстрируя их различными примерами из винной индустрии — по-настоящему оригинальный подход к составлению презентации! Подробнее с его выступлением можно ознакомиться на видео.

Дискуссия мимолётом затронула ситуацию в КНР — большая часть магазинов, по словам экспертов, уже прочно ушла в онлайн-торговлю, достигнут уровень, когда многие физические торговые залы закрываются за ненадобностью.

Дмитрий Иншаков заметил, что роль CDTO в цифровой трансформации может быть преувеличена в глазах сообщества — он практически бессилен без слаженной, грамотно подобранной команды, способной претворять в жизнь его идеи и решения. Соответственно, готовность руководства компании к цифровой трансформации — это ещё не всё; не менее важна и готовность других людей: сотрудников компании, её партнёров, клиентов и т.д.

Максим Кокурин поделился своими соображениями: CIO должен понимать экономику своей деятельности, не выпуская из поля зрения те жизненно важные для компании процессы, на которые инноваторы часто не обращают внимания в погоне за новыми конкурентными преимуществами.

Дальнейшие обсуждения шли в ключе сравнения позиций CIO, стремящегося сохранить стабильность функционирования ИТ-составляющей бизнеса, и CDO/CDTO, целью которого не в последнюю очередь является так называемый disrupt — разрушение устоявшихся представлений и переход к новым моделям бизнеса. Ключом к успеху в трансформации, по мнению экспертов, является умение управлять ожиданиями и изменениями.